Обучение
В большинстве случаев после поставки, установки и (или)
адаптации программного обеспечения под требования заказчика необходимо провести
обучение его сотрудников, которые будут непосредственно работать с
автоматизированной системой.
На процесс обучения нужно обратить особое внимание.
Несмотря на кажущуюся простоту и очевидность, данный этап является источником
огромного количества проблем.
Реально можно выделить две проблемы. Первая проблема –
качество и содержание программ обучения. Важна квалификация преподавателей. Все
западные программы предполагают, что участники обучения, а уж тем более
преподаватели знакомы с основами финансового, управленческого учета,
стандартами функционального и производственного управления, основами компьютерной
грамотности. К сожалению, в наших условиях это не всегда верно. Слушатели плохо
обучены работе с компьютером, а постащики ПО плохо владеют предметной областью. В
большинстве случаев это приводит к крайне низкому коэффициенту полезного
действия процесса обучения, если не принимать специальные меры.
Вторая проблема заключается в том, что абсолютное
большинство украинских предприятий морально совершенно не готовы заплатить
существенную сумму за обучение своих сотрудников, этот этап всеми силами
стараются сократить или вообще проигнорировать. Но дело в том, что последующие этапы предполагают обязательное
наличие у заказчика обученного квалифицированного персонала. Если его нет, то
эффективность последующей работы существенно падает, что в лучшем случае
приводит к затягиванию проекта. В худшем – приводит к многократному росту его
стоимости и даже провалу.
Наличие или отсутствие необходимости обучения может быть
выявлено на любом предварительном этапе работы с заказчиком. В отдельных
случаях возможно сначала провести обучение типовой конфигурации, выявить в ходе
обучения потребность в адаптации, а затем перейти к процессу адаптации и
внедрения. Тем не менее, обычно этот вопрос решается непосредственно после
проведения работ по внедрению. В случае отсутствия такой необходимости мы
переходим непосредственно к этапу сопровождения.
Если заказчик подтвердил необходимость обучения своих
сотрудников, готовится и оформляется договор на обучение.
В зависимости от объема изменений в типовой конфигурации,
внесенных при адаптации под требования заказчика, принимается решение об
учебном плане, по которому будет проводиться обучение.
Если конфигурация не изменялась или изменялась
незначительно, проводится обучение типовой конфигурации.
Если в конфигурацию были внесены значительные изменения,
необходимо провести обучение адаптированной конфигурации. В этом случае
предварительно разрабатываются курс обучения адаптированной конфигурации и
учебный план.
В действительности, несмотря на то, что конфигурация была
сильно изменена и является адаптированной, может возникнуть необходимость
обучения работе с типовой конфигурацией.
После
окончания обучения и завершения работ по договору на данный вид услуг
(экзамены, сертификация), оформляется акт приема-сдачи работ по обучению, и
заказчик переводится на ту или иную форму сопровождения. |